публикация в журнал ЭГО

100 миллионов долларов - такова экспертная оценка стоимости трехлетнего жеребца Гагилео, который в 2001 году выиграл главный приз Дерби Англии и Ирландии. На эти деньги можно купить собственную футбольную команду или порядка ста тысяч самых дешевых жеребцов донской породы, на которых вдоль набережной катают детей и близких к природе студенток. Мировой конный спорт переживает период повального увлечения: это хобби, элемент престижа и вполне очевидная возможность обеспечить легкую жизнь фамилии на несколько поколений вперед. EGO решил выяснить, как соотносятся понятия "конный спорт" и "конный бизнес", поговорил с самыми известными представителями отрасли, оценил самые популярные в Ростове породы и вынес вердикт денежной стороне одного из самых модных способов эксплуатации животных.

У Сергея Михалкова есть замечательное стихотворение: "Ослик был сегодня зол - он узнал, что он осел". Если бы российские лошади умели читать, то оценили бы изящество метафоры ржанием: эти строки идеально описывают состояние конного бизнеса в России. Точнее даже, не бизнеса, а людей, которые планируют им заработать. За границей давно научились делать на породистых лошадях огромные деньги. Если у человека есть яхта за сто сорок миллионов, как у основателя Microsoft Пола Аллена, то он наверняка может себе позволить сеанс случки своей кобылы с одним из самых востребованных жеребцов мира Сторм Кэтом, оплатить несколько лет воспитания отпрыска, нанять достойных тренеров и жокеев, отправить их на кубок "Breeder's Cup" и получить приз в 4 миллиона долларов. Для него это хобби и способ потешить эго. Между тем, владельцы копытных из обычных любителей лошадиного спорта есть и в Ростове: услугами денников ипподрома пользуются более шестидесяти человек, у каждого из которых от одной до двадцати голов. У верховного атамана союза казачьих войск России и зарубежья Виктора Ратиева двенадцать жеребцов английской породы плюс восемь конематок. Все начиналось с заброшенного коровника, который Ратиев купил, приспособил под конюшню и в итоге организовал казачью скаковую школу в станице Рогожкино. В прошлом году его конь Метабой выиграл Кубок чемпионов Юга России - одну из самых престижных скачек в Ростове. Еще один породистый представитель - жеребец международного класса Дархан, победитель девяти стипль-чезов (скачек с препятствиями). В станице Заплавской пасутся десять породистых "англичан", принадлежащие заместителю начальника отряда ГАИ Владимиру Волкову. Пасутся не в ожидании турниров и прибыли, а просто потому, что у хозяина хобби такое - лошадей любить. В России давно принято дарить лошадей друзьям и партнерам по бизнесу. Собственная лошадь - признак состоятельности и, если угодно элемент стиля: у известных в народе Путина, Селезнева и Жириновского давно есть собственные конюшни. Но им для полного счастья разве что лошадей не хватает. Обычному смертному столь хлопотное и сомнительное предприятие вряд ли придется по душе. Не говоря о кармане.
Российский конный бизнес очень смахивает на героя из рассказа Чехова: пытается он вспомнить эту треклятую лошадиную фамилию, а она вспоминаться отказывается. Так и у нас. Листает, к примеру, состоятельный бизнесмен журнал "Конный спорт", рассматривает фотографии потрясающе красивых животных, узнает, что призовой фонд "Всемирного кубка Дубаи" составляет 6 миллионов долларов, а в 2002 году на аукционе в Ньюмаркете продали полугодовалую кобылу за три миллиона (мировой рекорд, кстати), воодушевляется и решает: пора бить копытом. И прогорает.
"В России все связанное с так называемым зообизнесом к доходам никак не относится, - рассказывает Роберт Акопьян, директор и покровитель пятнадцати лошадей конно-спортивной базы "Алан". - Тут бы самим концы с концами свести. Допустим, вам повезло - коня вам продали приличного. За участие в серьезном турнире с призом от миллиона евро придется отдать как минимум пятьсот. Но его еще нужно выиграть, обогнав нескольких профессионалов высочайшего класса. И вовсе не исключено, что ваша лошадь случайно не споткнется на полном скаку и не переломает все ноги. Тогда остается ее пристрелить или отдать на колбасу. Таким образом, шансы на выигрыш очень невелики - намного меньше пятидесяти из ста". О страховке за неудачливую лошадь думать смешно. Во-первых, никакая компенсация не сможет покрыть моральный ущерб хозяину после стольких лет светлых мечтаний. Во-вторых, упомянутый Галилео был застрахован на 60 миллионов - сомнительно, что эта сумма смогла бы утешить владельца, если б его призер вдруг преставился в самом расцвете сил.
В Ростове главный приз для чистокровных скакунов составляет 150 тысяч рублей. Эта сумма делится на четырех победителей. Выигрыш придется разделить между тренером, конюхом, жокеем и налоговой службой. Легко сосчитать, что останется вам. Есть и более понятная смета. Мало купить лошадь и отправить ее на скачки - ее еще нужно содержать. Можно арендовать денник в профильном заведении (например, в "Алане" опека животного сроком в один месяц стоит восемь тысяч рублей), но этот способ больше подходит родителям, которые раз в неделю вывозят детей "на природу". Серьезному энтузиасту придется построить собственную конюшню, нанять хорошего тренера, специализирующегося именно на вашей породе и купить коневозку (от простой хенги на два крупа до огромных прицепов с видеокамерами наблюдения). Не следует также забывать об амуниции: за одно лишь седло вам придется отдать около тысячи долларов, что составляет половину стоимости не самой дорогой лошади. Отдельную графу расходов составят всякие попонки, уздечки, пряжки и ремешки, а также шлем, краги и прочие атрибуты наездника. В итоге получится сумма в несколько десятков тысяч американских долларов. Ситуацию усугубляет тот факт, что лошадь нужно кормить (около пяти тысяч рублей в месяц), расчесывать, подковывать и прививать, причем хороших ветеринаров в России практически нет, зато шарлатанов - сколько угодно. Рассказывают, например, такую историю из реальной жизни. Осматривает ветеринар заболевшего вялостью жеребца, затрудняется с диагнозом и предлагает хозяину: "А давайте мы ему в глаз укол сделаем?"
"В большом спорте лошадь проявляет себя в десять-двенадцать лет, - рассказывает Юрий Погребщиков, профессиональный менеджер и главный спонсор увлечения Татьяны Нагорной, его супруги и хозяйки известного "Клуба верховой езды". - Между тем, современные чистокровные лошади, используемые в скачках, - это бройлеры, успех которых на шестьдесят процентов зависит от генетики. Сейчас во всем мире, кроме России, разводят не породу, а животных с определенными функциями, которые в скачках проявляются уже в два-три года. Ведь если лошадь скачет хорошо, то и ее дети тоже, скорее всего, не отстанут. Но прежде чем жеребенок покажет себя в спорте, нужно ждать как минимум пять лет, затратив массу времени, усилий и денег".
Погребщиков и Нагорная рассказывают, что тратятся на лошадей уже около пяти лет: сегодня в их клубе шесть постоянно работающих производителей ольдербуржской, гольштинской, арабской, тракененской и буденновской пород. К скачкам и прочим тотализаторам, на которых двухгодовалых, неокрепших еще жеребят загоняют за два-три года, они не имеют никакого отношения - чету интересует спорт в классическом его виде. Во-первых, владельцы клуба разводят действительно перспективных для спорта лошадей (на текущий момент самому взрослому жеребенку три года). Во-вторых, выступают в спорте на отечественных породах, привлекая инвесторов к отечественным лошадям, что актуально: согласно статистике, в одном только 2001 году российские бизнесмены потратили более 5 миллиардов долларов на приобретение лошадей чистокровной верховой породы в Штатах и Западной Европе. В-третьих, надеются открыть первый в Ростове парк верховой езды с официальным статусом, чтобы легализовать инвестиции энтузиастов. Сейчас, правда, это дело спонсировать никто не желает, а своими силами такую кампанию осуществить практически невозможно. Весь бизнес Погребщикова и Нагорной держится на чистом энтузиазме и, судя по всему, на единственно возможной в этом бизнесе схеме. Чтобы хотя бы окупить затраты на содержание каждого жеребенка, его следует вырастить, воспитать, отдать для дальнейшего разведения на какой-нибудь конезавод, получить часть приплода в качестве выручки, поднять этот приплод на ноги, снова отдать... и так дальше по кругу.
Вот и получается, что нормой в этой области является именно хобби - беззаботное и красивое увлечение состоятельных граждан, которые не ждут от своих лошадей прибыли, а держат только лишь потому, что им эти животные нравятся. О бизнесе говорить еще рано, он находится на одной из первых стадий своего становления. Возможно, лет через десять мы догоним более продвинутые страны и вольемся в струю - тем более, что в России есть перспективные и уважаемые во всем мире породы. Но все это в будущем.
Поэтому если вам вдруг захочется сделать ход конем и подзаработать, прислушайтесь к совету умудренных и оставьте эту затею. Лучше займитесь спортом: верховая езда улучшает осанку, стимулирует вестибулярный аппарат, тренирует мускулатуру и способствует реабилитации детей-инвалидов. Еще такой вариант: купите пони. Или ослика. Наденьте на него лошадиную пижаму от Snuggy Hoods за 125 фунтов и подарите дочке. Пусть ребенок катается. А на ночь почитайте ей Михалкова - ведь умные вещи человек писал.

/// вставка: Породы ///

Донская
Эту породу вывели еще в 19 веке на первых конных заводах под нужды кавалерии. Отличительные признаки: преимущественно рыжая масть, крупный рост, мощное телосложение. Эти лошади выносливы, с легкостью ходят на дальние расстояния в трудных условиях и неприхотливы к меню. Короче говоря, дешево и дружелюбно.
Примерная стоимость: от 1 до 10 тысяч долларов *

Буденновская
Самая популярная порода в Ростове. Потомственная полукровка: первыми родителями были представители донской и черноморской пород. Потомок получился по-военному крепким: сильный, гибкий, темпераментный, с хорошей координацией и завидной мускулатурой. Применительно к спорту "буденновцы" активно используются в стипль-чезе - потому что прыгают ловко.
Примерная стоимость: от 2 до 20 тысяч долларов

Английская чистокровная
Самая резвая и быстрая порода в мире. Вывели ее в Британии 17 века путем скрещивания лучших представителей восточных и английских пород. "Англичане" обладают сухой конституцией, плотными мышцами, длинными ногами, тонкой кожей с просвечивающими сосудами и выносливостью будь здоров. Идеальны для скачек, парфорсных охот и троеборья.
Примерная стоимость: от 3-4 до 30 тысяч долларов

Тракененская
"Тракены" вывелись в Германии 18 века и быстро прижились в России. В свое время эти лошади служили в армии и вкалывали на полях, поэтому генетическая база у современного поколения накопилась отличная: они уверенно выступают на мировом уровне. Специалисты, кстати, говорят, что пока спрос на европейских "тракенов" падает, репутация наших быстро крепчает. Наш ответ буржуям, так сказать.
Примерная стоимость: от 3 до 100 тысяч долларов

Арабская
Это самая древняя, чистая и, пожалуй, самая красивая порода на Земле. Определить точную дату рождения первого "араба" сложно, но есть свидетельства, что это примерно 2000 год до нашей эры. Очень благородные эти лошади: изящная осанка, плавный шаг, а в глаза можно смотреть часами - такие они выразительные. В Ростове их единицы, что делает этот вариант еще более привлекательным.
Примерная стоимость: от 5 до 150 тысяч долларов

==
* Столь значительные колебания цен обусловлены заслугами приобретения: чем больше наград у лошади, тем больше за нее попросят
.

 

На главную