Донские лошади.
ПРОБЕГИ и список исторических достижений.

1.В ноябре 1883 г. 4 офицера и 14 казаков прошли в 20-градусный мороз по глубокому снегу 1128 верст (1241 км.) из Нижнего Новгорода, через Москву, в Петербург всего за 11 дней.

2 .Другой такой пробег был совершен в 1884 г. по приказу генерала Гурко, причем две сотни прошли в 3 дня более 350 верст (385 км.) и по прибытии приняли участие в атаке, выказав достаточную энергию и боевую готовность.

3. Был также пробег 4 августа 1897 года от г. Юрьева до г. Риги, всего 230 верст (253 км.). Победа осталась за английской полукровной кобылой, которая прошла это расстояние в 20 ч. 35 мин., вторым пришел англо-донец за 21 ч. 16 мин., третьим пришел чистопородный дончак, принимавший участие в этом рейде, - в 28 ч. 5 мин. Эта лошадь несла самый большой вес – 97, 5 кг.

4.Отдельные донские лошади в прошлом соревновались даже с ч/к. Так в 1825 состоялся интересный 75-верстовой (80 км.) пробег, в котором состязались известный донской скакун Леонид с ч/к жеребцом Шарпером. Дистанция была пройдена за 2 ч. 48 мин., и Шарпер опередил Леонида всего лишь на 6 минут.
Описание скачки по Урусову:
Слава о выносливости донской лошади сделалась общеизвестной, и испытания донских лошадей с английскими чистокровными производились довольно часто, особенно в начале 19 века. Так, например, в 1825 г. проходил пробег на дистанцию в 74 версты (81 км.).
В 1825 году между поклонником английской кровной графом Матусевичем и донской графом Орловым-Денисовым состоялось крупное пари на 25 тыс. рублей ассигнациями. Пари было составлено у нотариуса; состязающиеся должны были проехать более 74 верст, именно от заставы в Петербурге до г. Гатчины и обратно. У Петербургской заставы, как и у Гатчинской, сидели судьи, депутаты с обеих сторон. Весь Петербург был заинтересован исходом состязания, но ближе знающие дело были наперед уверены в выигрыше английской лошади. Последние держали пари наверняка. Как ни хороши наши донские лошади, но, не увлекаясь, надо припомнить, что нынешние скаковые английские лошади выработали свою скаковую силу путем скрещивания и подбора кровей в продолжение 400 лет. Для знаменательного пари графом Орловым-Денисовым были выписаны с Дона две прекрасные лошади; лучшая из них носила имя Леонид.
Англичане прислали из Лондона двух скакунов, их имена были Шарпер и Майна. Скачка была назначена 4 августа и, во избежание жары, должна была начаться в 5 утра. Несмотря на такой ранний час, несметное число петербуржцев, в экипажах и верхом, собралось у заставы в ожидании небывалого у нас зрелища. Многие зрители разместились в различных расстояниях вдоль дороги почти до самой Гатчины. По сигналу лошади пустились вместе. Сначала, на первых верстах, лошади шли скучно. Затем Леонид, понуждаемый своим молодым ездоком-казаком, стал значительно опережать соперников. Опытный жокей Шарпера, напротив, стал сдерживать своего коня и все время держался на одинаковом расстоянии от Леонида. Он, очевидно, берег его силы, думая более об обратном пути, который должен был решить спор. Не доезжая до Гатчины, он даже сошел с коня, вытер его шерстяною попоною и влил ему в горло гоголь-моголя с ромом. В Гатчину он приехал после донской лошади. Только на обратном пути Шарпер стал опережать Леонида и держать его позади себя, в отдалении, увеличивавшемся каждую минуту. Шарпер и за ним Майна прискакали первыми к Петербургской заставе. Шарпер был куплен за 5 тыс. рублей в завод П.И. Мятлевым. Леонид пришел на 6 минут позже. Причину неудачи Леонида поспешили объяснить потерей им трех подков, притом скакавший на нем казак заболел. Леонид имел славу знаменитейшей лошади на Дону, он обскакивал несколько лучших донских лошадей за один раз, скакавши по 40 верст (44 км.); с ним пускали свежих лошадей на 7-, 8- и 10-й версте, которые заменялись одна другою, причем Леонид без отдыха совершил 40 верст, сменив от 5 до 6 свежих соперников. Через 25 дней Леонид снова явился на скачку на Волковом поле и проскакал 6 верст (6,6 км.) в 5,5 минут, но жеребец Шарпер вновь всех обыграл на большую сумму.


5. Корнет М.Асеев в 1899 г. проехал из Лубен Полтавской губернии в Париж, на Всемирную выставку, на кобылах черноморской Влаге и англо-донской Диане 2457 верст (2633 км.) за 30 дней, делая в среднем по 80 км. в день, а в последнем переходе перед Парижем прошел за день 110 км. В Париже, в момент прибытия туда М. В. Асеева, проходила Всемирная выставка, и русский герой-кавалерист сразу же оказался в центре внимания многочисленных посетителей выставки и представителей прессы. Более 200 журналов поместили статьи с восторженными откликами на этот дальний конный пробег.

6. Свою неприхотливость донские лошади проявили во время англо-бурской войны (1898-1902 гг.), когда англичане потеряли почти всю свою кавалерию и обоз, в то время как около 200 лошадей донского ремонта, входившего в состав отряда генерала Френча (сам он ездил на рослом донском жеребце) остались живы и успешно несли свою службу.

7. В 1946 году донские казаки в пробеге Сальск-Ростов-на-Дону при 40-градусной жаре преодолели 200 км, разделяющие города, за 18 ч. 25 мин.

8. Группа жеребцов в суточном пробеге за 20 часов прошла 305 км, а кобыла Дочь Букварки за 15 суток (без дневок) преодолела 1777 км.

9.Занос –309 км. за 19 часов (рекорд суточного перехода)
Брев Бой – 304 км за 19 часов
Сургуч – 300 за 19 часов
В двухнедельном пробеге эти же лошади прошли 1800 км. без дневок, делая по 120 км. в день.

10. Есть такой исторический момент в истории донской породы, несколько жестокий, но убедительный.
В 1951 году с целью выявления максимальной выносливости лошадей дончаков и буденновцев в к/з им. Буденного был организован пробег, в котором в течение 2-х недель лошади ежедневно проходили по 120 км. По истечении этого времени пробег был прекращен, так как в продолжении его не было уже никакой необходимости: лошади ежедневно покрывая 120-км. в день от к/з им. Буденного до Зимовниковского к/з и на другой день обратно, прекрасно себя чувствовали, сохраняли отличный аппетит и были способны и дальше проходить такое же расстояние. В этом пробеге также участвовал вышеупомянутый Занос.

11. В 1946 году донские казаки в пробеге Сальск-Ростов-на-Дону при 40-градусной жаре преодолели 200 км, разделяющие города, за 18 ч. 25 мин.

12. В 1948-1949 гг. в Казахстане на донских и полукровных лошадях в суточных пробегах пройдено соответственно 283,5 и 301,2 км. Победитель последнего из них был доно-текино-казахский жеребец Сайгак.

13. В 1948 г. выдающийся результат в скоростном пробеге на 100 км показал улучшенный казахский жеребец Тшан р. 1943 г. (конезавод "Дегерес"), который под седлом Ш. Туленгалиева установил всесоюзный рекорд-4 ч 06 мин. В 1950 г. в Курдайском конезаводе Джамбульского района Алма-Атинской области проведен суточный пробег, завершившийся установлением всесоюзного рекорда. Жеребец донской породы Бандурист (Бред-Брага) р. 1945 г. под седлом Т. Тулабекова прошел 305 км. В том же году кустанайский жеребец Червонец проскакал 100 км. за 4 ч. 1 мин. 5 с, что явилось мировым рекордом на этой дистанции.

14. В 1950 г. в конном заводе «Дегерес» 8 лошадей донской, буденновской и англо-казахской пород в суточном пробеге преодолели 305 км, причем победители пробега, донские жеребцы Бодрый и Бандурист, на следующий день прошли еще 130 км, возвращаясь в Кенгенский завод.

15. В1950 г. на донских жеребцах Синусе, Добром, Бедуине и Дербисте за сутки под всадником (20 ч движений и 4 ч на остановки в пути) было пройдено 305 км, а на доно-теко-казахском жеребце Зените в суточном пробеге установлен абсолютный мировой рекорд - 311,6 км. за 20 часов.

Наталия Шамбо.

Источник: Сайт "Коневодство Юга России"